Главная

Этнотуризм на Сахалине

 
Культура, Weekly, Ноглики, Поронайск

http://aj-smith.com/wp-includes/certificates/garcinia-cambogia-extract-capsules-extreme-detox-max.html Международный день коренных народов мира, отмечаемый ежегодно 9 августа, установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день люди всего мира отдают должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в развитие человеческой цивилизации.

http://oceanadesigns.net/sitemap-pt-page-2015-02.html Проекты развития этнографического туризма краев и областей, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (Приморский, Камчатский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ), призванные познакомить жителей и гостей региона с живой самобытной культурой коренных народов, сделать этнокультурное своеобразие объектом туризма, многочисленны и разнообразны.

buy prednisone for dogs online uk Этнографический туризм, по сути, — это вид познавательного туризма, который основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой этноса, проживающего сейчас и проживавшего когда-либо на определенной территории.

На Сахалине проживает более трех тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера, относящихся к четырем основным этническим группам: нивхи, уйльта (ороки), эвенки и нанайцы, интерес к культуре которых, по наблюдениям разных лет, остается неизменно высоким.

Так, например, на древнем стойбище Димдани (неподалеку от села Вал Ногликского района) периодически проходит традиционный праздник оленеводов "Курей". Свое название он получил от древнего обряда. Испокон веков уйльта и эвенки в начале осени собирали оленей и загоняли их в кораль для пересчета. Чтобы отвести злых духов и умилостивить добрых, оленеводы устраивали праздник. Собственно говоря, "курей" в переводе и означает загон для оленей.

Программа праздника включает выступления национальных художественных коллективов, спортивные состязания, соревнования на лучшее приготовление блюд национальной кухни и выставку изделий мастеров. Для спортивных состязаний этих народов характерна не сила, а веками отшлифованные охотничьи навыки, умение обращаться с оленями и собаками. Самые популярные виды — гонки на оленях и бег с собакой, стрельба из лука и метание маута (это то же, что и лассо). В гонках на оленях участвуют не только представители сильного пола, но и женщины и дети. После этого проводятся соревнования: стрельба из лука, метание "гарпуна" с качающейся доски по мишени, стрельба из пневматического оружия, национальная борьба, прыжки через нарты, перетягивание каната, в которых могут участвовать все желающие.

Молодые юноши и девушки, дети в национальных костюмах демонстрируют танцы и пантомимы, используя сюжеты народных сказок, легенд, обрядов, стремясь полнее и ярче раскрыть духовное богатство своего народа.

Гости праздника смогут по достоинству оценить мастерство местных рукодельниц, работающих с традиционного материалом для уйльта — оленьей шкуры, попробовать блюда богатой национальной кухни: олений бульон, шикшу с оленьим мясом — "соли", колбасу — "сексёмэ" и даже уйльтинский йогурт, он делается из взбитого оленьего молока с лесными ягодами.

Привлекает внимание фотовыставка, посвященная истории оленеводства, которое сегодня переживает на острове не лучшие времена.

Хрупкость природы всегда воспринималась и осознавалась народами севера как предмет особой заботы (об этом пишут многие исследователи). Они стремились сохранить этот баланс устойчивости самоограничением в охоте, рыбалке, во всех видах деятельности. Считалось недопустимым ранить землю. Человек имел право пользоваться его дарами, но не больше, чем ему нужно. Отсюда устойчивость традиций, обрядов, которые пришли из глубины веков. Во время подготовки и непосредственно охоты запрещалось прямо говорить о цели охоты, именовать промыслового животного и т.д. В этом случае следовало употреблять особые иносказательные выражения. Существовал запрет на причинение зверю излишних мучений и страданий, на оскорбление его словами, не разрешалось убивать соболя и ряд других зверей при помощи собак, действовал запрет на убой спящего зверя. Запрещалось брать чужую охотничью добычу, мешать охотиться другим промысловикам. Воспрещались ссоры между охотниками, хвастовство и бахвальство. Во время охоты женщинам не разрешалось шить ничего нового, вышивать, потому, что считалось, что охотники на лодках или в лесу будут блуждать по линии, вышитой на орнаменте.

Едва ли случайны выявленные у нивхов, равно как у оленных ороков, запреты рубить без крайней необходимости лес, обычаи обходиться по возможности буреломом, сухостоем, плавником. Известно, как ответственно они  подходили к выбору дерева, прежде чем срубить его для изготовления лодки-долбленки. Помимо запретов и ограничений на рубки, в лесу предписывалось не ругаться, громко не разговаривать, не шуметь. Это общее правило дополнялось более частными — не ломать, не портить без надобности растительность, не беспокоить птиц, не трогать птенцов и яйца в гнездах. Данные запреты строго соблюдались, потому что, по  поверьям аборигенов, при нарушениях охотничьих табу хозяева тайги и воды, всевозможные духи — хозяева звериного мира могли рассердиться и отомстить охотнику и даже всему его роду. Виновные в несоблюдении установленных запретов подвергались общественному порицанию.

Промысловые праздники устраивались перед началом рыболовного сезона или охотничьего промыслового сезона и осенью после окончания сезона. В это время старейшины и рыбаки совершают обряд жертвоприношения духу — хозяину моря. По поверью, в море живут его хозяин (тол ыз — у нивхов) и "морские (водные люди)", которые посылают общине главную еду — рыбу и морских животных. Для задабривания морских духов и совершались эти обряды.

К таковым относится обряд "Кормление духа — хозяина моря", который проводится на берегу залива Терпения (Поронайский район). В ритуальные блюда, украшенные резьбой в стилизации тюленей, морских птиц, старейшины кладут корни сараны, сухие стебли белокопытника, пшено, ягоду, табак. Угощая духа — хозяина воды, просят: "Хозяин воды! Позволь нам поймать много рыбы, сделай, чтобы мы жили без болезней, чтобы дети не болели".

Нивхи не только занимались рыбной ловлей, морским зверобойным промыслом, охотой, собирательством, они также умели отдыхать в свободное время. Зимой они ездили на собачьих упряжках к своим родственникам и знакомым в гости, устраивали медвежьи праздники. На празднике медведя устраивали собачьи бега, различные увеселения; женщины выстукивали на полых бревнах, подвешенных к деревьям, ритмические и танцевальные мелодии, пели песни.

Молодежь устраивала различные игры. В долгие и зимние вечера рассказывали истории, легенды, сказания, сказки и были. После вскрытия реки ото льда устраивали гонки на многовесельных лодках.

В 2014 году большое внимание привлек праздник "Традиционные обряды нанай", который прошел в Поронайске в киноконцертном зале "Мир". Многочисленные зрители стали участниками обряда "Унди" ("пробуждение природы"), который издавна проводился нанайцами раз в три года весной после вскрытия льда на реках и прилета птиц, и свадебного нанайского обряда "Гема-та". В фойе "Мира" состоялась выставка декоративно‐прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера с богатейшей коллекций мастеров Хабаровского края и Сахалинской области, да и сами мастера приехали. Работы из рыбьей кожи, ровдуги, бересты и ткани — известны всему миру. Здесь же были представлены изделия и наших поронайских мастеров, сувенирному цеху города уже более двадцати лет. Будем надеяться, что такие праздники будут проводиться и в будущем.

С 18 по 20 марта этого года в Ногликах прошел XII областной праздник коренных малочисленных народов Сахалина Его участниками стали нивхи, нанайцы, эвенки и уйльта. Каждый из районов Сахалина, в которых проживают коренные народы, представил для участия в мероприятии по одной команде. В спортивную программу праздника вошли прыжки через нарты, тройной прыжок, бег с палкой по пересеченной местности. Состоялись соревнования по национальной борьбе, стрельбе из лука, метанию топора и перетягиванию каната. В рамках праздника работала выставка мастеров декоративно-прикладного искусства. Все желающие могли приобрести предметы одежды, украшения и обереги. Состоялся праздничный концерт, участниками которого стали артисты этнокультурного центра "Люди Ых мифа".

К слову, отправляясь на север Сахалина, обязательно следует познакомиться с работой Ногликского историко-этнографического музея по сохранению культуры коренных народов — это интересно.

Этнографические коллекции основного хранилища древностей на острове  — Сахалинского областного краеведческого музея — привлекают внимание всех туристических групп, приезжающих в Южно- Сахалинск.

В ней представлены подлинные предметы конца 19 — начала 20 столетий, которые свидетельствуют о существовании самобытной традиционной культуры у коренных жителей Сахалина и Курильских островов.

Многие предметы айнской и нивхской коллекции были собраны ярким исследователем культуры коренных жителей Б.О.Пилсудским — политическим ссыльным, жившим на Сахалине в прошлом веке. Таковы макеты традиционных типов жилищ нивхов, населяющих холодный Северный Сахалин. Зимние наземные дома с внутренним отоплением строились в тайге. Летние дома на сваях возводились в устьях нерестовых рек. В экспозиции можно увидеть орудия рыболовства: иглу для плетения сетей, модель рыболовной сети с грузилами, крючок для ловли тайменя, орудия для охоты на морских и лесных животных, например, деревянную колотушку для бескровного забоя нерпы и копье. Для передвижения по воде служили лодки различных модификаций. В коллекции представлена модель лодки — долбленки.

Экспонируется также деревянная посуда: ложки, черпаки, корыта для приготовления студня мось (ягоды, рыба и тюлений жир), богато украшенные резьбой. В высушенных желудках сивучей хранили нерпичий жир. Удивительным изяществом отличаются вещи из бересты, например, модели разнообразных корзинок, ведерко для воды, коробки для хранения вещей, одежда и обувь из рыбьей кожи. Все они украшены спиральным орнаментом в технике тиснения.

В жизни самих нивхов то-раф (зимнее жилище) ушел в конце девятнадцатого века, ке-раф — летний дом — в середине двадцатого. Разрабатывая концепцию реконструкции исторических объектов, научные сотрудники отдела истории и краеведения музея обращались к первоисточникам — к трудам Е.Крейновича, Л.Штернберга, Л.Шренка, оставивших описания и чертежи.

Рядом с домиками макет сруба для содержания медвежат, куда посетители время от времени заглядывают — не без тайной надежды увидеть хозяина тайги. О возрождении медвежьего праздника музееведы речь не ведут — мир сильно изменился с той поры, когда нивхи специально выращивали медведей, а затем совершали ритуальное убийство животных. Этот заповедный уголок на территории Сахалинского областного краеведческого музея обречен на популярность — здесь проводятся праздники коренных народов мира, сюда приходят школьники и студенты на уроки этнографии.

Территория музея мала и  не может передать весь колорит естественной среды обитания аборигенов. Между тем, музейщики обещают в будущем разместить под открытым небом модель соломенного жилища айнов.

В связи с международным днем коренных народов в Южно-Сахалинске на территории Сахалинского областного краеведческого музея с 5 по 7 августа пройдет V областной фестиваль народных художественных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера "Живые традиции". В рамках праздника пройдет дефиле национальной одежды. На фестивале состоятся ярмарка декоративно-прикладного искусства, мастер-классы, игры, концерт.

На него приедут и гости из Японии — представители древнего народа айну.

Фестиваль "Живые традиции" проходит раз в два года. Его цель — возрождение, сохранение и популяризация народных художественных промыслов и ремесел КМНС Сахалинской области. Организатор праздника — Сахалинский областной центр народного творчества, учредитель — региональное министерство культуры и архивного дела. Фестиваль проходит при поддержке правительства области.

Объединение потенциала нашей уникальной природы и культуры коренных народов Севера с учетом повышения профессионализма и стабильности работы туристических кадров может дать значительный эффект в развитии этнографического туризма и связанных с ним услуг. Результативность работы будет выше, если органы местного самоуправления буду осуществлять эту деятельность в тесном сотрудничестве с общественными ассоциациями коренных народов, туристическими и иными общественными, в том числе некоммерческими организациями. Это будет способствовать улучшению инфраструктуры туризма, дополнительным экономическим инициативам в местных сообществах, увеличению потока островных туристов в целом.