События

Центральным событием полевого сезона 2016 года для Русского географического общества стал старт  экспедиции на остров Матуа (Курильские острова).

Много легенд и реальных исторических фактов связано с его особой ролью во второй мировой войне. Так ли это?

Об этом коллегам рассказал известный сахалинский историк Игорь Самарин, член СахРГО , Читайте в материале «РИА Сахалин Курилы»

https://www.skr.su/news/261678 САМАРИН в музее

У нас на  сайте вы можете познакомиться с хроникой этой уникальной экспедиции по материалам электронных  СМИ.

https://www.skr.su/news/259751

https://www.skr.su/news/260039

https://www.skr.su/news/260066

https://www.skr.su/news/260221

https://www.skr.su/news/260382

https://www.sakhalin.info/search/115525?text=%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%B0

https://www.sakhalin.info/search/117652?text=%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%B0

https://www.sakhalin.info/search/119346?text=%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%B0

https://www.rgo.ru/ru/video/ekspediciya-na-ostrov-matua

 

Поздравляем нашего коллегу, товарища, члена СахРГО и общественной организации  «Бумеранг»- Дмитрия Ковалева с признанием его мастерства.  Из 50 тысяч снимков присланных на конкурс, проводимый  журналом "National Geographic Россия" ,в финал вышли около 170 работ. В том числе и прекрасная работа Дмитрия.

Подробнее читайте в материале ИА «Сахком»

https://www.sakhalin.info/search/120323?text=%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0

САХАЛИНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - 2016

8 августа 2016

Завершила работу Сахалинская экспедиция, организованная секцией береговедения Приморского отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края. Совместно с сахалинскими коллегами были обследованы морские берега и состояние гидротехнических сооружений в Холмском и Корсаковском городских округах, даны рекомендации по защите морских берегов от размыва в селе Новосибирское и на мысе Слепиковского.

Выполнен комплекс работ на лагунном озере Тунайча, площадь которого составляет 174 квадратных километра. Интересно, что работы проводились по контрольным точкам, определённым ещё в 1989-91 годах во время совместной Сахалинской экспедиции ДВГУ и Общества изучения Амурского края. 

В нынешний полевой сезон, четверть века спустя, точки были использованы при выполнении литологической и гидрохимической съёмки озера. «Мы очень благодарны руководству регионального отделения МЧС и рядовым спасателям, которые обеспечили оперативное и безопасное проведение работ, – подчеркнул председатель секции береговедения ПКО РГО - ОИАК, профессор П.Ф. Бровко.– Благодаря их поддержке, членами экспедиции установлена максимальная глубина озера – 42 метра». 

 

На мысе Крильон экспедиция вышла к одному из интереснейших мест полуострова – «Вековой марке», заложенной по распоряжению контр-адмирала С.О. Макарова в 1895 году для наблюдений за уровнем моря. За сто с лишним лет берег под действием волн и льда изменился, и сохранилось только одно слово из названия – «марка».

Фото из архива Общества изучения Амурского края.

Находка исторического знака и его современное состояние вызвали у участников экспедиции неподдельный интерес и живое обсуждение. 

В Южно-Сахалинске состоялась встреча с коллегами из Сахалинского отделения РГО (председатель – С.А. Пономарев). Одной из обсуждаемых тем стала проблема картографического изображения территории страны, в частности – дальневосточного региона. В последнее время в средствах массовой информации, в рекламных, а иной раз и в научных изданиях, часто встречается неверный показ территории и границ России. Особенно это касается изображения Курильских островов. Учёные обеспокоены этими фактами и рассматривают их, как проявление явной географической безграмотности, а в некоторых случаях - даже «картографической интервенции». 

Исправлять ситуацию нужно образовательной и просветительской работой, уделяя особое внимание подрастающему поколению. В этом вопросе большие надежды возлагаются на новое патриотическое движение «Юнармия», созданное по инициативе главы Минобороны РФ и президента РГО Сергея Шойгу. Одна из задач движения – «вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и её народов, героям, выдающимся ученым и полководцам» – актуальна и для Сахалина, и для Приморья.

reserve https://therevenueedge.com/90772-xenical-prescription.html На « elocon cream amazon uk III reglan prescription Крузенштернские чтения» приглашает «Центральная военно-морская библиотека» и «Военно-морская академия» под эгидой Управления культуры Министерства обороны Российской Федерации.

Научная конференция посвящена 170–летию со дня смерти И.Ф.Крузенштерна и 210-летию окончания российского  кругосветного плавания. Она  пройдет  20-21 октября 2016 г. в г.Санкт Петербурге.

Подробнее

Студенты МГУ исследуют уникальные ландшафты вулкана Головнина

На Кунашире стартует экспедиция «Комплексные высокодетальные исследования уникальных ландшафтов вулкана Головнина». Проект реализуется на средства гранта Русского географического общества.

В составе экспедиции - преимущественно студенты МГУ имени Ломоносова: почвоведы, гидрологи, ландшафтоведы, геоморфологи (изучают рельеф и рельефообразующие процессы), фармакогносты (изучают растения с точки зрения их лекарственных свойств). Они будлут работать под руководством сотрудника научного отдела заповедника «Курильский» Михаила Грищенко.

lipitor price еnlarge Участники экспедиции в сборе на Сахалине перед отплытием на Кунашир.

 

Экспедиция продлится два месяца. Ее участники исследуют территорию одного из интереснейших природных объектов Кунашира - кальдеры вулкана Головнина. Он до сих пор относительно слабо изучен. Ученые исследуют растительный, почвенный покров, особенности гидрологического режима водных объектов кальдеры - озёр Горячее и Кипящее, реки Озёрной, небольших ключей, термальных источников. Обследуют рельеф территории, выявят происхождение отдельных форм и рельефообразующие процессы, протекающие в настоящее время.

По итогам экспедиции будут составлены крупномасштабные тематические карты и подготовлены научные публикации, сообщается на сайте заповедника «Курильский».

Фото заповедника «Курильский»

Получен ответ Росреестра на обращение  Сахалинского отделения РГО по  поводу  некорректного отображения территории РФ  в печатной продукции http://rgo-sakh.ru/index.php/sobytiya/41-geograficheskie-oshibki.

 

Им стал Анатолий Аркадьевич Кошкин -доктор исторических наук, профессор Восточного университета, действительный член (академик) Российской академии естественных наук, член исполнительного совета Российской ассоциации историков Второй мировой войны, один из ведущих специалистов по современной Японии и российско-японским отношениям.

Несмотря на то, что он постоянно проживает и работает в Москве, учитывая величайшую значимость его работ в интересах Сахалинской области, а также в деле укрепления территориальной целостности границ РФ и недопущения ревизии итогов Второй мировой войны,  Сах РГО предложило ему вступить в ряды именно нашего регионального отделения.

Сертификат эксперта РАН

Этнотуризм на Сахалине

 
Культура, Weekly, Ноглики, Поронайск

Международный день коренных народов мира, отмечаемый ежегодно 9 августа, установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день люди всего мира отдают должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в развитие человеческой цивилизации.

Проекты развития этнографического туризма краев и областей, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (Приморский, Камчатский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ), призванные познакомить жителей и гостей региона с живой самобытной культурой коренных народов, сделать этнокультурное своеобразие объектом туризма, многочисленны и разнообразны.

Этнографический туризм, по сути, — это вид познавательного туризма, который основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой этноса, проживающего сейчас и проживавшего когда-либо на определенной территории.

На Сахалине проживает более трех тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера, относящихся к четырем основным этническим группам: нивхи, уйльта (ороки), эвенки и нанайцы, интерес к культуре которых, по наблюдениям разных лет, остается неизменно высоким.

Так, например, на древнем стойбище Димдани (неподалеку от села Вал Ногликского района) периодически проходит традиционный праздник оленеводов "Курей". Свое название он получил от древнего обряда. Испокон веков уйльта и эвенки в начале осени собирали оленей и загоняли их в кораль для пересчета. Чтобы отвести злых духов и умилостивить добрых, оленеводы устраивали праздник. Собственно говоря, "курей" в переводе и означает загон для оленей.

Программа праздника включает выступления национальных художественных коллективов, спортивные состязания, соревнования на лучшее приготовление блюд национальной кухни и выставку изделий мастеров. Для спортивных состязаний этих народов характерна не сила, а веками отшлифованные охотничьи навыки, умение обращаться с оленями и собаками. Самые популярные виды — гонки на оленях и бег с собакой, стрельба из лука и метание маута (это то же, что и лассо). В гонках на оленях участвуют не только представители сильного пола, но и женщины и дети. После этого проводятся соревнования: стрельба из лука, метание "гарпуна" с качающейся доски по мишени, стрельба из пневматического оружия, национальная борьба, прыжки через нарты, перетягивание каната, в которых могут участвовать все желающие.

Молодые юноши и девушки, дети в национальных костюмах демонстрируют танцы и пантомимы, используя сюжеты народных сказок, легенд, обрядов, стремясь полнее и ярче раскрыть духовное богатство своего народа.

Гости праздника смогут по достоинству оценить мастерство местных рукодельниц, работающих с традиционного материалом для уйльта — оленьей шкуры, попробовать блюда богатой национальной кухни: олений бульон, шикшу с оленьим мясом — "соли", колбасу — "сексёмэ" и даже уйльтинский йогурт, он делается из взбитого оленьего молока с лесными ягодами.

Привлекает внимание фотовыставка, посвященная истории оленеводства, которое сегодня переживает на острове не лучшие времена.

Хрупкость природы всегда воспринималась и осознавалась народами севера как предмет особой заботы (об этом пишут многие исследователи). Они стремились сохранить этот баланс устойчивости самоограничением в охоте, рыбалке, во всех видах деятельности. Считалось недопустимым ранить землю. Человек имел право пользоваться его дарами, но не больше, чем ему нужно. Отсюда устойчивость традиций, обрядов, которые пришли из глубины веков. Во время подготовки и непосредственно охоты запрещалось прямо говорить о цели охоты, именовать промыслового животного и т.д. В этом случае следовало употреблять особые иносказательные выражения. Существовал запрет на причинение зверю излишних мучений и страданий, на оскорбление его словами, не разрешалось убивать соболя и ряд других зверей при помощи собак, действовал запрет на убой спящего зверя. Запрещалось брать чужую охотничью добычу, мешать охотиться другим промысловикам. Воспрещались ссоры между охотниками, хвастовство и бахвальство. Во время охоты женщинам не разрешалось шить ничего нового, вышивать, потому, что считалось, что охотники на лодках или в лесу будут блуждать по линии, вышитой на орнаменте.

Едва ли случайны выявленные у нивхов, равно как у оленных ороков, запреты рубить без крайней необходимости лес, обычаи обходиться по возможности буреломом, сухостоем, плавником. Известно, как ответственно они  подходили к выбору дерева, прежде чем срубить его для изготовления лодки-долбленки. Помимо запретов и ограничений на рубки, в лесу предписывалось не ругаться, громко не разговаривать, не шуметь. Это общее правило дополнялось более частными — не ломать, не портить без надобности растительность, не беспокоить птиц, не трогать птенцов и яйца в гнездах. Данные запреты строго соблюдались, потому что, по  поверьям аборигенов, при нарушениях охотничьих табу хозяева тайги и воды, всевозможные духи — хозяева звериного мира могли рассердиться и отомстить охотнику и даже всему его роду. Виновные в несоблюдении установленных запретов подвергались общественному порицанию.

Промысловые праздники устраивались перед началом рыболовного сезона или охотничьего промыслового сезона и осенью после окончания сезона. В это время старейшины и рыбаки совершают обряд жертвоприношения духу — хозяину моря. По поверью, в море живут его хозяин (тол ыз — у нивхов) и "морские (водные люди)", которые посылают общине главную еду — рыбу и морских животных. Для задабривания морских духов и совершались эти обряды.

К таковым относится обряд "Кормление духа — хозяина моря", который проводится на берегу залива Терпения (Поронайский район). В ритуальные блюда, украшенные резьбой в стилизации тюленей, морских птиц, старейшины кладут корни сараны, сухие стебли белокопытника, пшено, ягоду, табак. Угощая духа — хозяина воды, просят: "Хозяин воды! Позволь нам поймать много рыбы, сделай, чтобы мы жили без болезней, чтобы дети не болели".

Нивхи не только занимались рыбной ловлей, морским зверобойным промыслом, охотой, собирательством, они также умели отдыхать в свободное время. Зимой они ездили на собачьих упряжках к своим родственникам и знакомым в гости, устраивали медвежьи праздники. На празднике медведя устраивали собачьи бега, различные увеселения; женщины выстукивали на полых бревнах, подвешенных к деревьям, ритмические и танцевальные мелодии, пели песни.

Молодежь устраивала различные игры. В долгие и зимние вечера рассказывали истории, легенды, сказания, сказки и были. После вскрытия реки ото льда устраивали гонки на многовесельных лодках.

В 2014 году большое внимание привлек праздник "Традиционные обряды нанай", который прошел в Поронайске в киноконцертном зале "Мир". Многочисленные зрители стали участниками обряда "Унди" ("пробуждение природы"), который издавна проводился нанайцами раз в три года весной после вскрытия льда на реках и прилета птиц, и свадебного нанайского обряда "Гема-та". В фойе "Мира" состоялась выставка декоративно‐прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера с богатейшей коллекций мастеров Хабаровского края и Сахалинской области, да и сами мастера приехали. Работы из рыбьей кожи, ровдуги, бересты и ткани — известны всему миру. Здесь же были представлены изделия и наших поронайских мастеров, сувенирному цеху города уже более двадцати лет. Будем надеяться, что такие праздники будут проводиться и в будущем.

С 18 по 20 марта этого года в Ногликах прошел XII областной праздник коренных малочисленных народов Сахалина Его участниками стали нивхи, нанайцы, эвенки и уйльта. Каждый из районов Сахалина, в которых проживают коренные народы, представил для участия в мероприятии по одной команде. В спортивную программу праздника вошли прыжки через нарты, тройной прыжок, бег с палкой по пересеченной местности. Состоялись соревнования по национальной борьбе, стрельбе из лука, метанию топора и перетягиванию каната. В рамках праздника работала выставка мастеров декоративно-прикладного искусства. Все желающие могли приобрести предметы одежды, украшения и обереги. Состоялся праздничный концерт, участниками которого стали артисты этнокультурного центра "Люди Ых мифа".

К слову, отправляясь на север Сахалина, обязательно следует познакомиться с работой Ногликского историко-этнографического музея по сохранению культуры коренных народов — это интересно.

Этнографические коллекции основного хранилища древностей на острове  — Сахалинского областного краеведческого музея — привлекают внимание всех туристических групп, приезжающих в Южно- Сахалинск.

В ней представлены подлинные предметы конца 19 — начала 20 столетий, которые свидетельствуют о существовании самобытной традиционной культуры у коренных жителей Сахалина и Курильских островов.

Многие предметы айнской и нивхской коллекции были собраны ярким исследователем культуры коренных жителей Б.О.Пилсудским — политическим ссыльным, жившим на Сахалине в прошлом веке. Таковы макеты традиционных типов жилищ нивхов, населяющих холодный Северный Сахалин. Зимние наземные дома с внутренним отоплением строились в тайге. Летние дома на сваях возводились в устьях нерестовых рек. В экспозиции можно увидеть орудия рыболовства: иглу для плетения сетей, модель рыболовной сети с грузилами, крючок для ловли тайменя, орудия для охоты на морских и лесных животных, например, деревянную колотушку для бескровного забоя нерпы и копье. Для передвижения по воде служили лодки различных модификаций. В коллекции представлена модель лодки — долбленки.

Экспонируется также деревянная посуда: ложки, черпаки, корыта для приготовления студня мось (ягоды, рыба и тюлений жир), богато украшенные резьбой. В высушенных желудках сивучей хранили нерпичий жир. Удивительным изяществом отличаются вещи из бересты, например, модели разнообразных корзинок, ведерко для воды, коробки для хранения вещей, одежда и обувь из рыбьей кожи. Все они украшены спиральным орнаментом в технике тиснения.

В жизни самих нивхов то-раф (зимнее жилище) ушел в конце девятнадцатого века, ке-раф — летний дом — в середине двадцатого. Разрабатывая концепцию реконструкции исторических объектов, научные сотрудники отдела истории и краеведения музея обращались к первоисточникам — к трудам Е.Крейновича, Л.Штернберга, Л.Шренка, оставивших описания и чертежи.

Рядом с домиками макет сруба для содержания медвежат, куда посетители время от времени заглядывают — не без тайной надежды увидеть хозяина тайги. О возрождении медвежьего праздника музееведы речь не ведут — мир сильно изменился с той поры, когда нивхи специально выращивали медведей, а затем совершали ритуальное убийство животных. Этот заповедный уголок на территории Сахалинского областного краеведческого музея обречен на популярность — здесь проводятся праздники коренных народов мира, сюда приходят школьники и студенты на уроки этнографии.

Территория музея мала и  не может передать весь колорит естественной среды обитания аборигенов. Между тем, музейщики обещают в будущем разместить под открытым небом модель соломенного жилища айнов.

В связи с международным днем коренных народов в Южно-Сахалинске на территории Сахалинского областного краеведческого музея с 5 по 7 августа пройдет V областной фестиваль народных художественных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера "Живые традиции". В рамках праздника пройдет дефиле национальной одежды. На фестивале состоятся ярмарка декоративно-прикладного искусства, мастер-классы, игры, концерт.

На него приедут и гости из Японии — представители древнего народа айну.

Фестиваль "Живые традиции" проходит раз в два года. Его цель — возрождение, сохранение и популяризация народных художественных промыслов и ремесел КМНС Сахалинской области. Организатор праздника — Сахалинский областной центр народного творчества, учредитель — региональное министерство культуры и архивного дела. Фестиваль проходит при поддержке правительства области.

Объединение потенциала нашей уникальной природы и культуры коренных народов Севера с учетом повышения профессионализма и стабильности работы туристических кадров может дать значительный эффект в развитии этнографического туризма и связанных с ним услуг. Результативность работы будет выше, если органы местного самоуправления буду осуществлять эту деятельность в тесном сотрудничестве с общественными ассоциациями коренных народов, туристическими и иными общественными, в том числе некоммерческими организациями. Это будет способствовать улучшению инфраструктуры туризма, дополнительным экономическим инициативам в местных сообществах, увеличению потока островных туристов в целом.

 

 

 

Шестьдесят  лет назад 23 июля 1956 года состоялось первое заседание Сахалинского отдела географического общества СССР.

Приятным сюрпризом стала правительственная телеграмма, пришедшая в адрес председателя отделения – Сергея Пономарёва от депутата Государственной Думы  Федерального Собрания  России Георгия Карлова..

РГО - это Всероссийская общественная организация, ведущая  свое начало от организации, образованной  в 1845 году группой энтузиастов с императорского дозволения. Задачей Общества при его образовании  было «собрать и направить  лучшие  молодые силы Росси на всестороннее изучение родной земли». Такая  - главная –  elocon ointment buy исследовательская Related Site  -  задача была характерна для периода недостаточности академической науки  в России.

Сейчас – в условиях наличия множества академических, отраслевых и частных исследовательских организаций - акцент  в деятельности Общества сместился  на  click here for info просветительство. Для того, чтобы заниматься популяризацией знаний и достижений историков, географов, краеведов,  формировать патриотичную гражданскую позицию у молодежи. , Поддерживать и направлять  общественную инициативу на всестороннее исследование географической, этнокультурной и исторической самобытности России для более полного и глубокого понимания ее роли и места в современном мире – необходимы знания.

Среди 98 членов РГО, состоящих на учете в Сахалинском областном отделении (на  4 июля 2016 г.), 43 человека имеют ученые степени. Это 31 кандидат наук, 12 докторов наук, в том числе один член-корреспондент Российской академии наук. В нашем составе и коллективный член  - общественная просветительская организация «Клуб Бумеранг». Члены РГО проживают в восьми районах Сахалинской области.

Сахалинское отделение РГО ведет свое начало от первого общего собрания Сахалинского отдела  Географического общества СССР, прошедшего 23 июля 1956 года в областном краеведческом музее. Таким образом, в 2016 году Сахалинскому отделению – 60 лет.

Возглавляли Сахалинский отдел  кандидат физико-математических наук Б.Л. Очаповский (1956-1958), доцент Б.А. Шлямин (1958-1962),  основатель областного краеведения  - А.Н.Рыжков (1962-1967).

Последние годы  - уже в 21 веке – руководили  Сахалинским отделением РГО заслуженный деятель науки РФ, доктор геолого-минералогических наук, директор СКБ САМИ ДВО РАН - КРАСНЫЙ Михаил Львович  и к.т.н. В.Н. Храмушин (2008- 2015).

И сегодня организация находится в развитии. За последнее время   отделение пополнилось  40 новыми членами. Были и невосполнимые потери. В 2014 году безвременно ушли из жизни Андрей Клитин – исследователь, краевед  и путешественник, Александр Костанов – ученый, историк- архивист.

Начиная с 2010 года Сахалинское отделениие РГО ведет работу по своего рода «инвентаризации» островного состава Сахалинской области. По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии из 1671 объектов (островов, скал, кекуров, рифов), входящих в состав Курильских островов, 451 площадной объект и 1069 точечных объектов не имеют названий. С 2012 года отделение при поддержке Губернатора и Правительства Сахалинской области  ежегодно проводило экспедиции по описанию и подготовке к имянаречению безымянных островов.

Кроме того, в 2015 году Русским географическим обществом были утверждены к реализации 112 грантов. Среди победителей — проект члена СахРГО - С.А.Пономарёва «Книга об адмирале Невельском».

В этом году вышла прекрасная книга охинки Людмилы Голубцовой «Мир под названием Север».

Лето - экспедиционный сезон и члены Сахалинского отделения РГО активно участвуют в полевых работах, связанных как с профессиональной, так и с общественной деятельностью. О результатах, впечатлениях они всегда рассказывают коллегам.

Вот и сегодня, 28 июля, в 17 часов в Сахалинском областном краеведческом музее состоится расширенное заседание Совета Сахалинского областного отделения РГО , на котором   И.А. Самарин, недавно вернувшийся  из экспедиции с острова  Матуа, представит сообщение об этих работах. Приглашаются все желающие.  

 

 

 

 

 

Как уже сообщалось в СМИ,  (ССЫЛКА на материал) Сахалинское отделение РГО  выразило  несогласие с искажением изображения территории Сахалинской области на картах России. В частности, издательством «Речь» г. Санкт Петербург.

От имени совета СахРГО были отправлены официальные письма  Президенту РГО –С.К.Шойгу, председателю Попечительского Совета Русского географического общества - Президенту Российской Федерации В.В. Путину, а также коллегам из других отделений РГО. На днях был получен ответ из Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Север-Западном федеральном округе.